Региональное отделение Российского Союза Туриндустрии в Крыму и Севастополе
Главная » Новости » Новости членов и партнеров » Июнь 2018 » Что должен знать турбизнес о последних поправках в отраслевой закон
← Вернуться назад

Что должен знать турбизнес о последних поправках в отраслевой закон

1528301460

Вчера президент РФ Владимир Путин подписал закон № 231643-7 "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Документ вступит в силу через 90 дней после его официальной публикации.

Закон содержит достаточно большой набор важных для турбизнеса изменений и дополнений. Часть их была ожидаема, поскольку заявлялась еще в ноябре 2016 года – например отмена требования о предоставлении туристу доверенности, но некоторые новации стали неожиданностью, поскольку были включены в законопроект в процессе доработки.

По просьбе RATA-news основные поправки разъясняет и комментирует руководитель Правовой комиссии РСТ, глава юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов.

1. Изменился смысл термина "экстренная помощь" – действий по организации перевозки и размещения туриста, осуществляемой ассоциацией "Турпомощь". Ранее она предоставлялась в случае неисполнения туроператором обязательств по договору, а теперь условием экстренной помощи является прекращение деятельности туроператора.

Это серьезное изменение, сокращающее количество ситуаций, когда "Турпомощь" будет включаться в процесс вывоза пострадавших туристов и задействовать резервный фонд.

Вместе с тем надо отметить, что этой поправкой де-юре узаконена практика, которая по факту применялась в отношении туроператоров с 2014 года. Как известно, "Турпомощь" приступала к организации вывоза туристов только после того, как туроператор объявлял о прекращении своей деятельности. В противном случае у ассоциации не было возможности оправдать расходы резервного фонда на оплату перелетов для возвращения туристов в Россию и далее в порядке регресса обратиться в страховые компании за возмещением понесенных затрат из средств фингарантии.

Порядок прекращения деятельности туроператора также претерпел изменения. Теперь этот факт подтверждается не только заявлением в Ростуризм, сообщением страховщику, в «Турпомощь» и размещением соответствующей информации на сайте компании, но может произойти и по решению Ростуризма. С этой целью в закон включено дополнительное основание для исключения сведений из реестра – прекращение деятельности туроператора без его заявления. Ростуризм принимает такое решение на следующий день после того, как ведомству стало известно о прекращении деятельности туроператора «по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта".

Каким образом Ростуризм сможет сделать вывод о "невозможности", если нет заявления от туроператора? Очевидно, из массовых жалоб пострадавших туристов, встревоженных турагентов, из сообщений прессы или "Турпомощи" – и после проверки этой информации. В любом случае, скорость принятия решения ведомством будет напрямую влиять на возможность эвакуации пострадавших туристов.

2. В статье 4.1 список оснований для дисквалификации должностного лица туроператора сокращен на два пункта. В частности, дисквалификация не последует, если туроператор по своей инициативе подает заявление о прекращении деятельности, и в случае, когда сведения о компании удалили из реестра в связи с исключением ее из членов "Турпомощи".

3. В статье 4.2 уточнено понятие общей цены турпродукта (ОЦТ) за предыдущий год – "величина, полученная путем суммирования общих цен туристского продукта, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в предыдущем календарном году". Таким образом, законом по существу подтверждается, что цена договора и цена турпродукта может быть различной, поскольку указано не суммирование цен всех договоров, а суммирование цен турпродукта в договорах. Но с этим вопросом, полагаю, еще будет множество проблем.

4. По тексту везде включено дополнение к термину "предыдущего" года, добавлено слово "календарного" года.

5. Туроператор теперь должен сообщать в реестр сведения не о структурных, а о обособленных подразделениях, осуществляющих туроператорскую деятельность.

6. Сведения, подаваемые туроператором в реестр, например об ОЦТ или количестве туристов, теперь могут проверяться Ростуризмом, помимо всех прочих вариантов, путем запроса страховщику о численности заключенных договоров добровольного медицинского страхования.

7. Основания для отказа во внесении туроператора в реестр пополнились пунктом – исключение сведений о туроператоре из реестра в связи с прекращением деятельности по причине невозможности исполнения обязательств. Иными словами, если туроператора исключили из реестра по такому негативному основанию, то повторно в реестр он не попадет.

Также дополнено основание отказа во внесении сведений в реестр в части сведений о туроператоре: ранее это были только «недостоверные» сведения, теперь еще и «неполные».

8. При изменении сведений о туроператоре Ростуризм обязан внести изменение в реестр – по сведениям об ОЦТ , количестве туристов, членстве в "Турпомощи", сфере деятельности – в течение 10 дней. В этот период проводится проверка достоверности сведений и оснований их изменения в реестре. Прочие сведения меняются в течение трех дней.

9. Основания для исключения сведений из реестра дополнены несколькими пунктами:

- во-первых, появился абзац об прекращении деятельности туроператора без направления заявления, как уже упоминалось выше. То есть Ростуризм может принять решение об исключении туроператора из реестра, придя к выводу о невозможности исполнения им обязательств по договорам;

- во-вторых, появилось основание – заведомо недостоверные сведения об ОЦТ, количестве туристов и фактическом размере ФПО, непредставление в установленном порядке или последующее выявление недостоверных сведений;

- в-третьих, появилось основание – нарушение сроков и порядка подтверждения, установленных новой статьей 11.7, которая регулирует порядок освобождения туроператора от финансового обеспечения и пополнения фонда персональной ответственности (ФПО) в случае формирования максимального ФПО в размере 7% от ОЦТ.

10. Новая статья 11.7, согласно которой туроператор может быть освобожден от ФПО и страхования ответственности при формировании максимального размера ФПО. Освобождение предоставляется до 1 апреля следующего года, и за один месяц до этого срока туроператор должен подтвердить соответствующие основания. Если размер ОЦТ вырос и средств в ФПО стало недостаточно, необходимо увеличить его размер либо лишиться освобождения и вернуться к страхованию и отчислениям в ФПО.

11. В случае если размер ОЦТ вырастает более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом, взнос в ФПО производится поквартально из расчета 1% ОЦТ за квартал.

Кроме того, все туроператоры должны сообщать сведения об ОЦТ ежеквартально (!), а не ежегодно, как было ранее. Непредставление сведений может служить основанием для исключения из членов "Турпомощи".

12. В статью о фонде персональной ответственности внесены уточнения о выплатах туристам только в случае прекращения деятельности туроператора по причине невозможности исполнения обязательств.

13. Расходование средств ФПО теперь допускается не только на выплаты туристам, но и на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, платы за ведение банковских счетов, на которых размещаются денежные средства фондов персональной ответственности туроператоров, и административно-управленческих расходов, связанных с ведением отдельного учета средств фондов персональной ответственности туроператоров. Такими административно-управленческими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи". Указанные расходы допускаются в пределах полученных доходов от размещения средств фонда, но не более 1% от ежегодного взноса туроператора в ФПО. Вводится обязательный аудит для подачи отчетности ассоциации "Турпомощь".

14. Средства резервного фонда также могут расходоваться на "уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда».

15. Из статьи 10.1 исключен абзац о предоставлении туристу копии доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации турпродукта. Тем самым законодатель вернул прежнюю формулировку данной статьи.

16. В статью 14, посвященную безопасности туризма, внесено изменение в части формулировки о подтверждении информации об угрозе безопасности туристов. Если ранее данные обстоятельства подтверждались решениями органов власти, теперь слово "решения" дополнено словом «рекомендации».

17. В случае досрочного расторжения договора страхования или досрочного прекращения банковской гарантии туроператор предоставляет сведения о новом договоре в Ростуризм не позднее 45 календарных дней с момента расторжения (ранее было 30 календарных дней).

18. В статью 17.2 о размере финансового обеспечения внесено изменение: туроператоры, ранее осуществлявшие туроператорскую деятельность, но исключенные из реестра, должны иметь финансовое обеспечение на 50 млн рублей – наряду с новыми юридическими лицами и туроператорами, не имевшими оборота в прошедшем году. В случае, если туроператор осуществляет деятельность в сфере выездного, въездного и внутреннего туризма и сформировал максимальный фонд персональной ответственности (ФПО), он освобождается от финансового обеспечения только по "выезду" – для внутреннего и въездного туризма, по-прежнему, будут необходимы фингарантии на 500 тыс. рублей.

19. В статью 17.4 включено дополнение, касающееся даты наступления страхового случая. Если туроператор не подал соответствующего заявления о прекращении деятельности, то «датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра...".

20. В порядок обращения туристов за выплатой страхового возмещения внесена поправка – исключено спорное положение об "одновременной" подаче заявлений туристами. Таким образом, для пропорционального расчета выплаты достаточно в принципе более одного заявления от туристов.

Страховщик после поступления первого заявления от туриста в течение трех дней обязан уведомить Ростуризм.

21. В статье 17.6 внесено дополнение в формулировку объекта страхования ответственности туроператора. Если ранее формулировка заканчивалась словами "по причине прекращения своей деятельности", то теперь фраза звучит: "в связи с прекращением по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации турпродукта". Таким образом, обычного прекращения деятельности будет недостаточно, необходимы так же признаки "невозможности" исполнения обязательств.

22. Часть вторая статьи 17.7 "Учет и отчетность" утратила силу. Она указывала на порядок расчета туроператором нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.

Источник: RATA-news