Региональное отделение Российского Союза Туриндустрии в Крыму и Севастополе
Главная » Новости » Новости членов и партнеров » январь 2019 » Закон о лицензировании автобусных перевозок – новая головная боль турбизнеса
← Вернуться назад

Закон о лицензировании автобусных перевозок – новая головная боль турбизнеса

1548438660

Особенности внутригородской туристической перевозки, межрегиональные нормативные различия, проблематика перевозки детских групп, техническое состояние автобусного парка, трудности с покупкой автобусов иностранного производства, подготовка водителей – это лишь часть вопросов, которые обсуждались участниками круглого стола, прошедшего в минувшую пятницу в Общественной палате РФ. Поговорить на тему "Туристические экскурсионные автобусы: перспективы, специфика, проблематика" собрались представители Минтранса, Минпромторга, Минпросвета и МВД, а также туристического бизнес-сообщества.

Председатель комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина обратила внимание, что, при всей необходимости использования комфортабельных, а главное безопасных автобусов для перевозки туристов, понятие туристической перевозки в существующих нормативных актах вообще отсутствует – есть только регулярная или нерегулярная. Выделила г-жа Сутормина и еще целый ряд проблем – невозможность передвижения туристических автобусов по выделенным полосам, недостаточность придорожной инфраструктуры, трудности с организацией поездок детских групп, сложности с подачей уведомлений, избыточность нормативных актов и огромное количество разного рода согласований.

Не первый год ведутся дискуссии о необходимости модернизации и обновлении автобусного парка. Особенно обостряются они после каждой аварии. Однако еще в прошлом году на заседании Координационного совета по развитию детского туризма вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что на ее запрос в МВД России был получен официальный ответ: за последние три года аварий с автобусами старше 10 лет конкретно по причине их поломки в пути не зафиксировано. А по данным Следственного комитета, которые привела на встрече в Общественной палате Елена Сутормина, количество административно-правовых нарушений, совершенных с участием водителей туристических автобусов, заметно снижается: в 2017 году их было более 4 тысяч, а за 9 месяцев 2018-го – 2,4 тысячи. Статистика уголовных дел свидетельствует, что в 2016 году количество пострадавших в ходе организованной перевозки несовершеннолетних составляло 87 человек, в том числе 15 погибших, а в 2018-м – 26 пострадавших и ни одного погибшего.

Член Координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Сергей Минделевич, напомнил собранию о том, что введение возрастного ценза для автобусов, перевозящих организованные группы детей, в очередной раз отложено до 30 июня 2020 года. Руководитель комиссии по автобусным перевозкам РСТ Владимир Рабинков уверен – вопрос о возрасте автобусов, требует не просто отсрочки, а системного решения. "Годы, прошедшие с момента принятия новых правил перевозки, уже нанесли серьезный ущерб и транспортным компаниям, и турбизнесу, и детскому организованному отдыху. В условиях постоянной угрозы ввода возрастных ограничений многие транспортные компании меньше вкладываются в поддержание и развитие своего парка", – сказал он.

Как рассказал Сергей Минделевич, 17 декабря прошлого года состоялось очередное заседание Координационного совета по развитию детского туризма с участием вице-премьера Ольги Голодец. В его итоговом протоколе говорится о необходимости поддержать предложение Мипромторга о реализации с 2019 года программы льготного лизинга автотранспортных средств, в том числе автобусов, которые можно использовать для перевозки организованных детских групп с целью туризма. Программа предусматривает предоставление скидки 49% от стоимости транспортного средства на уплату первоначального взноса по договору лизинга. Заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Григорий Цыба в свою очередь отметил, что на программу льготного лизинга, которая действует с 2015 года, в прошлом году было потрачено 6 млрд рублей, из которых 2,1 млрд – конкретно на автобусы. На эту сумму было передано в лизинг 6,7 тыс. машин. Программа продлена до 2020 года. Г-н Цыба подчеркнул, льготы распространяются только на автобусы российских производителей.

По сведениям г-на Минделевича, правительство дало поручение нескольким министерствам заняться совершенствованием нормативно-правовой базы, связанной с организацией детского отдыха: "Мы неоднократно говорили, что требования крайне запутаны. Сейчас в этой сфере действует порядка 546 нормативных документов федерального уровня. В 2017 году их число выросло в разы, а на региональном уровне увеличилась за год вообще на 900 документов. Выполнить их все просто невозможно!".

Федеральный закон № 386 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" от 30 октября 2018 года, похоже, становится такой же головной болью для всех, кто связан с автобусными перевозками, как и пресловутое постановление правительства № 1177, утвердившее «Правила организованной перевозки группы детей автобусами». В законе говорится об обязательном лицензировании автобусных перевозок. Предполагается, что это должно упорядочить перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для более восьми человек, на случаи ее выполнения по заказам или для обеспечения собственных нужд. Требования, представленные в проекте постановления правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами", многие транспортные компании, занимающиеся перевозкой туристов, выполнить не смогут. Напомним, институт лицензирования уже работал в России, но был отменен в 2011 году.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников входил в созданную при Минтрансе рабочую группу по подготовке концепции лицензионных требований. По его словам, ранее действовавшее постановление правительства № 280 было очень широкого спектра и не конкретизировано. Оно по сути дела нарушало федеральный закон № 99 о лицензировании отдельных видов деятельности, где четко написано: «Запрещается вставлять в лицензионные требования общие требования для всех участников рынка». Сегодня под лицензирование подпадает только та деятельность, которая может угрожать жизни и здоровью граждан. "Поэтому наша рабочая группа постаралась в своих предложениях максимально конкретизировать и требования, и возможности контроля их исполнения", – заявил г-н Свешников. Однако, добавил он, к сожалению, в конечной редакции не все пожелания бизнес-сообщества были учтены.

Проект постановления правительства о лицензировании разделен на две части – требования к соискателям лицензии и собственно лицензионные требования. С соискателями, по мнению Юрия Свешникова, больше всего проблем. Процесс категорирования транспортного средства, последующая оценка его уязвимости и составление плана транспортной безопасности может занимать до 6 месяцев. То есть с момента приобретения нового автобуса, а в современных условиях это чаще всего лизинг, до включения его в реестр должно пройти с учетом выполнения всех нормативов не менее полугода. Лизинг туристического автобуса обходится примерно в 190 тыс. рублей в месяц. Умножаем на шесть – получается больше одного миллиона. Столько должен заплатить перевозчик, чтобы только получить право зарабатывать на этом автобусе. Депутаты транспортного комитета Госдумы прислушались, по словам г-на Свешникова, к высказанным ими замечаниям. Сейчас готовится обращение к правительству с просьбой убрать избыточные требования хотя бы к соискателям лицензии. В качестве последующих лицензионных требований они, как считает Юрий Свешников, имеют право на существование.

На лицензирование отводится очень короткое время – всего четыре месяца, из которых больше двух месяцев уже позади. Процедуру должны пройти десятки тысяч юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также производственных компаний, школ и других государственных учреждений, которые использовали автобусы для собственных нужд. Юрий Свешников сказал, что путем сложных переговоров удалось добиться, чтобы для тех, кто уже имеет лицензии, действовал упрощенный, практически заявительный порядок.

Генеральный директор петербургской компании "Драйв-Тур", член Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей "Регионы" Кира Журавская рассказала, что они уже пытались обратиться в Ространснадзор Санкт-Петербурга и начать собирать документы для получения лицензии. Но им отказали, мотивируя тем, что они и сами пока не знают, какие документы нужны. "Если этот список появится 1 марта, и в один день в Ространснадзор отправятся все перевозчики города и области, мы физически не успеем туда попасть и, как следствие, сорвем туристический сезон", – предостерегла г-жа Журавская.

Эксперт подсчитала, сколько потребуется средств ее компании, чтобы выйти на процедуру лицензирования. Оценка уязвимости автобуса – 40 тыс. рублей, план безопасности на тот же самый автобус – еще 70 тыс., установка видеонаблюдения – 50 тыс., сертифицированный ГЛОНАС, поставкой которого в России занимается единственная компания – 29 тыс., тахографы – 50-70 тыс. "Не слишком ли большая финансовая нагрузка на перевозчика, который чаще всего представляет малый бизнес?", – возмутилась г-жа Журавская.

Вице-президент и глава Регионального совета РСТ Ольга Санаева, подводя итоги довольно бурной дискуссии, подчеркнула, что проблем у туристического автотранспорта еще очень много, вопросы острые, требуют системного подхода. Необходимо продолжать кропотливую работу над их решением.

На встрече были озвучены планы по созданию при Общественной палате отдельной рабочей группы по детскому и юношескому туризму, возглавить которую мог бы Сергей Минделевич, и проведении совместных с Минпромторгом слушаний, посвященных производству отечественных автобусов и требованиям к ним, сформулированным туристическим сообществом.

Источник: Любовь Булгакова, RATA-news