Региональное отделение Российского Союза Туриндустрии в Крыму и Севастополе
Главная » Новости » Новости членов и партнеров » Май 2017 » Борис Зелинский: даже я видел в Крыму не всё
← Вернуться назад

Борис Зелинский: даже я видел в Крыму не всё

1496254500

На рынке Крыма в этом году – ценовые качели: зимой отельеры поднимали стоимость размещения, весной запустили обратный процесс. Еще недавно туроператоры говорили о не самых лучших результатах раннего бронирования, сегодня же выясняется, что свободных мест в востребованных объектах всё меньше. Каким в итоге окажется сезон и что изменилось на полуострове с прошлого лета – об этом мы говорили с руководителем компании "Кандагар" Борисом Зелинским.

Прошлый сезон был для Крыма рекордным, но и нареканий на качество сервиса было немало. Как вы считаете, удалось ли решить проблемы к этому лету?

В прошлом году по всем известным причинам туристические потоки развернулись в сторону российских курортов. Претензии были в том числе связаны с тем, что инфраструктура и сами отели захлебывались от наплыва туристов. Многие объекты оказались не готовы к 100 %-ной загрузке: персонала не хватало, отдыхающих некуда было переселить, если, допустим, сломался кондиционер и на его починку требовалось время. В этом сезоне, во-первых, многим удалось «подтянуть» квалификацию сотрудников, во-вторых, уже очевидно, что и такого количества туристов, как в 2016-м, уже не будет.

Еще один фактор, на который нельзя закрывать глаза, – это попытка максимально заработать на растущем спросе. Прошлым летом повысились цены на всё, включая индустрию развлечений, транспортную сферу и, конечно, отельную. В 2017 году к нашей общей радости владельцы отелей пришли к пониманию, что реакция на конъюнктуру рынка должна быть гибкой – они учли в ценообразовании конкуренцию со стороны той же Турции. Те же, кто до начала сезона всё-таки завысил цены, сейчас их снижает.

Так что же всё-таки происходит с ценами? Какой итог по сравнению с прошлым сезоном?

Большинство отельеров с начала контрактинга подняло цены на 5–10 %, т. е. в пределах инфляции. Незначительное количество – на 20 % и больше. Сейчас стоимость номеров у многих – на уровне прошлого года или даже ниже. Например, в знаковом для Крыма "Ялта Интурист", который, кстати, вложился в развитие инфраструктуры, прошлым летом стандартный номер на двоих стоил 14 300 руб., а в этом году в июне – 10 500, в июле – 11 000 руб.

Гораздо больше в ценовом плане нас волнует авиаперелет. Очевидно, перевозчики хотят заработать в сезон по максимуму – билеты в Крым неоправданно дорогие. К сожалению, в этом смысле мы проигрываем Турции, власти которой дотируют туристическую перевозку. У нас же субсидии выделяются только для льготных категорий граждан или на льготные билеты, которые исчезают из касс за считанные дни.

Сколько процентов турпотока в результате потеряет Крым по сравнению с прошлым сезоном?

Здесь всё зависит от многих факторов. Лично меня как гражданина Российской Федерации волнует безопасность наших туристов на турецких курортах. Думаю, не меня одного, поэтому полностью поток в Турцию вряд ли восстановится.

Конечно, свою роль сыграет и погода: отдыхающие будут ориентироваться на то, насколько жарким будет лето. Поэтому есть два прогноза: по оптимистическому полуостров может недосчитаться 15 % организованного турпотока, по пессимистическому – до 30 %.

Ну, вопрос безопасности каждый будет решать для себя. Борис, а если честно – зачем туристам вообще Крым, если в Турцию слетать выгоднее?

Ну давайте сравним отдых в Крыму и Турции по трем ключевым составляющим: экскурсионный, лечебный и пляжный туризм. Что касается экскурсионки, то на полуострове такое количество достопримечательностей, что по ним можно изучать историю мировой цивилизации и, разумеется, России. Вот я коренной крымчанин и профессионально занимаюсь экскурсиями более 20 лет, но до сих пор видел в Крыму не всё. Так что сюда можно возвращаться каждое лето и постоянно открывать для себя что-то новое. Важно, что крымская экскурсионка легко совмещается с пляжным отдыхом. В Турции же достопримечательности разбросаны по всей стране, охватить их все, находясь на одном курорте, нереально.

Санаторно-курортное лечение активно развивается в Крыму со второй половины XIX века. К этому здесь располагает сама природа – уникальный климат, грязи, минеральные источники. А в местных санаториях – сильнейшие лечебные базы, высококвалифицированные врачи. По этому направлению с полуостровом объективно не могут конкурировать ни Турция, ни Болгария, ни Греция. Максимум, который предлагается на этих курортах, это оздоровительные СПА-программы.

Что касается пляжного отдыха, то здесь конкуренция с Турцией наиболее острая, и всё же преимущества есть. На наших курортах в «высокий» сезон редко бывает жарче 35 градусов, а учитывая сухой климат, такая температура комфортна для отдыхающих. В Турции же в сезон воздух прогревается до 45 градусов. Такая резкая смена климата – минус для отдыхающих с детьми и туристов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Да еще кондиционеры, без которых сложно обойтись в такую жару даже ночью. Ну, а круглосуточный доступ к дешевому алкоголю (что принято в Турции), на мой взгляд, совсем не способствует качественному отдыху и оздоровлению.

Как председатель Крымского отделения Российского союза туриндустрии вы ведете какую-то работу для того, чтобы туристический поток на полуостров рос?

Разумеется. Не секрет, что огромный процент тех нареканий, о которых вы спрашивали, рождается по простой причине: агенты очень поверхностно знают внутренний продукт. Как ни странно, чтобы продавать российские курорты, надо быть более профессиональным, чем для работы по зарубежным направлениям. Ведь когда клиент больше осведомлен, чем турагент, это просто провал. Поэтому мы проводим выездные семинары в регионах, тренинги, вебинары. Организуем деловые площадки и форумы на территории полуострова, где собираем агентства, отельеров, блогеров и т. д.

Кроме того, стараемся наладить гармоничное взаимодействие властей и бизнеса, прилагаем усилия, чтобы регуляторы обращали внимание на проблемы участников рынка и способствовали их решению.

Получается?

Не всё идет гладко, конечно, но кое-что получается. Например, при подготовке к сезону Министерство курортов Крыма советуется с нами, в каких регионах в первую очередь необходимо продвигать отдых на полуострове, прислушивается к нашему мнению относительно формата. Ростуризм учитывает нашу точку зрения по поводу телерекламы Крыма – к сожалению, у полуострова на это бюджета нет.

А выставка советских туристических плакатов на «Интурмаркете» из вашей личной коллекции тоже была задумана в рамках продвижения отдыха в Крыму?

Не только Крыма – всех российских курортов… А если серьезно, мне просто очень нравится советское искусство, способное «жить» на улицах. Над созданием этих плакатов трудились выдающиеся художники, и в том числе благодаря этим понятным и близким каждому образам в Советском Союзе активно развивался внутренний туризм. Впервые я решил показать свою коллекцию в Крыму, на Международном экономическом форуме, потом – на туристической выставке в Ялте. Туристическому сообществу она так понравилась, что меня попросили привезти плакаты в Москву, на "Интурмаркет". Потом мои плакаты поехали в Самару, а сейчас выставляются в Екатеринбурге. Увидев, какой интерес они вызвали, мы в этом году стилизовали под них всю свою рекламную продукцию и в том же стиле оформили стенды на московской выставке. Реакция была фантастической – к нам постоянно подходили, чтобы сказать, какие мы молодцы!

Как, кстати, вам живется в условиях конкуренции с московскими туроператорами? Появление пакетного продукта на рынке Крыма многое изменило… Вы не думали начать заниматься пакетированием?

Мы конкурируем с московскими компаниями с момента открытия, т. е. с 1993 года. Крупные столичные туроператоры всегда присутствовали на крымском рынке, так что к этому нам не привыкать. Конечно, сейчас конкуренция с их стороны усилилась, но есть факторы, которые остаются неизменными. Мы знаем рынок изнутри – думаю, я никого не обижу, если скажу, что наши знания о продукте гораздо более глубоки. Из Москвы не видны все процессы, которые тут происходят, мы же осведомлены обо всём и обо всех. За счет этого нам удается более успешно вести договорную компанию. В числе наших преимуществ – и оперативность: цены на грядущий сезон у "Кандагара" известны уже в декабре, а не в феврале, как у многих поставщиков туруслуг.

Мы имеем квоты в наиболее востребованных объектах Крыма на всём побережье – от Феодосии до Евпатории. Поэтому, с одной стороны, мы конкурируем с крупными туроператорами из Москвы, а с другой – взаимодействуем: большинство ведущих поставщиков продает в том числе продукт нашей компании. При этом наш ассортимент, как правило, гораздо шире: в нем есть и VIP-продукты, и лечебный отдых в лучших санаториях, и детский, и экскурсионный туризм, в котором мы особенно сильны.

Что касается пакетных туров, то мы, безусловно, видим перспективу такого продукта и рассматриваем возможность к следующему сезону формировать пакеты с перевозкой в Крым – самостоятельно или в сотрудничестве с другими туроператорами.

Источник: онлайн-журнал о жизни в туризме HotLine.travel